Из скромных начинаний рождаются великие легенды.
Обвинять все высокобюджетные проекты в бестолковости –
дело неблагородное и неправое. Какая-то их часть успешно развлекает, другая
идёт дальше, замахиваясь на более серьёзный статус. Временами успешно,
временами нет. Трилогия “Властелин колец”, стартовавшая на экранах больше
десяти лет назад, за три года показала не только возможность жанра фэнтези
стоять на вершине кинематографического Олимпа наравне с классическими и
традиционными картинами, но и продемонстрировала всё величие кино как вида
искусства. Разумеется, в свете всеобщего успеха, приквел трилогии, сказка “Хоббит, или Туда и обратно”, был обречён на экранизацию. Но вместо ковки горячего
железа мы получили весьма неожиданный долгострой. О том, какие метаморфозы
происходили с проектом на протяжении всего этого времени, можно писать
отдельную статью, но сейчас давайте всё же посмотрим на первую главу
кинотрилогии “Хоббит”.
Предыстория, с которой начинается, “Нежданное путешествие”
настраивает максимально оптимистично. Сказочность происходящего на экране в эти
минуты даёт надежду на то, что “Хоббит” всё-таки будет самостоятельной работой,
имеющей за плечами колосса в лице “Властелина колец”, но обладающей смелостью выставить на первый план свои ценности, которые прошлой трилогии были чужды. “Хоббит”, если вы не
знаете, это хоть и мрачная, но сказка. Причём книжный вариант по форме своей
выглядит даже совершеннее более серьёзного продолжения, т.к. ни один из этапов
путешествия Бильбо Бэггинса за сокровищами в компании гномов не казался лишним,
а создавал насыщенную историю, всегда выгодно контрастирующую в плане событий.
С одной стороны, расширение киноверсии до нескольких фильмов
означало, что книгу перенесут на экраны максимально детально. Но давайте
посмотрим с колокольни, находящейся в более ясной местности. Из “Властелина
Колец” Питер Джексон вырезал немало, но итоговый результат от этого несильно
пострадал. Не пострадал бы от этого и “Хоббит”. Но история, которую можно
рассказать за один сеанс, растянута на три, и с этим надо что-то делать. Дотошность
в воссоздании большинства сцен оказывается губительной, смены обстановки ждёшь
не дождёшься. При этом не совсем понятно, почему одни эпизоды растягиваются
минут этак на десять, в то время как не менее важным моментам и одну уделить
пожадничали.
Вот уж беда, да сюрприз – она не одна. Ещё один шрам на
многострадальном “Хоббите” оставляет феерическая отсебятина создателей картины.
Преследует она две цели. Во-первых, это дополнительное насыщение фильма,
поделённого на три куска. Куда благородней (как по отношению к первоисточнику,
так и к его поклонникам) было бы просто сделать фильм короче примерно на час,
но это же не так интересно. Тут проявляется вторая задача того, чего в книге не
было. Это отсылки к “Властелину колец”, которые здесь вообще не нужны. Они
рушат идеальную структуру первоисточника. Создатели киноленты словно три часа
говорят нам с экраны: “Да, мы понимаем, что это отдельная сказочная история попроще, но
мы её снимаем только благодаря фанатам прошлой трилогии, и хотим дать им
кусочек полюбившегося тогда блюда. Вот вам Фродо, вот Саруман, вот придуманная
битва для масштаба”. Наглость сценаристов дошла аж до написания целой важной
сюжетной ветки, которую они, очевидно, будут тянуть через все три части.
Возможно, в дальнейшем к ней добавятся и другие.
В “Нежданном путешествии” есть фирменная джексоновская
картина, поражающая своей красотой. Есть музыка Говарда Шора, способная заменить любую магию. Есть, в конце концов, чудесный Мартин Фриман, который
оказался всем хоббитам хоббит. Но нет в нём главного – души. Если “Властелин
колец” олицетворяет мощь кинематографа, то “Хоббит” на данный момент
символизирует бизнес, что очень неумело пытается скрывать. Хотелось бы, чтобы
продолжение истории заставило забыть это недоразумение, но почему-то куда больше
верится в то, что оптимальная экранизация “Хоббита” осталась в тех временах,
когда она была одним фильмом, а руководил парадом Гильермо дель Торо.
***
"Хоббит: Нежданное путешествие" / "The Hobbit: An Unexpected Journey"
Режиссёр: Питер Джексон
Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон, Гильермо дель Торо
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Кен Скотт, Энди Серкис и др.
Возрастной рейтинг: 6+ / PG-13
Продолжительность: 166 мин.
ИТОГ
6.0
Комментариев нет:
Отправить комментарий