Сладкие муки.
Постановщик и драматург Тома (Амальрик) уже собирается домой к невесте, задержавшись в театре после неутешительного прослушивания актрис на главную роль в его интерпретации пьесы Захер-Мазоха "Венера в мехах". Его планы рушит экстравагантная Ванда (Сенье), которая уговаривает Тому прослушать её, а заодно и подыграть на сцене.
***
"Весь мир - театр, а люди в нём актёры", написал некогда Шекспир и был абсолютно прав. Роман Полански выпускает вторую кинопьесу подряд, но в отличие от "Резни" позволяет себе куда больше смелых и провокационных этюдов, а ведь и прошлая его лента была далеко не пушистой.
Полански, с каждым годом не становящийся моложе, продолжает приятно удивлять. Второй раз подряд отдавая предпочтение произведению наших дней, он подтверждает состоятельность современной драматургии. При этом, французский кинематографист не следует по дороге многих стареющих коллег, чей возраст нередко отпечатывается на их работах. "Венера в мехах" - сокровищница энергетики. Электричество здесь проведено не только между главным дуэтом, но и через всю картину, с первых кадров задающую верную интонацию, и без малейших сбоев развивающую её в перспективе.
Даже когда жанровые рамки позволяют материалу излишнюю сухость и отстранённость, Полански не скатывает свой фильм в пресное и заумное полуторачасовое актёрское кино, а наполняет его накалом и эмоциями, оказывающих исключительно магнетическое влияние.
Упорно не хочется заявлять, что в корне пьесы лежит гендерная конфронтация - материал-то покрывает куда более обширные зоны человеческой психологии. Пусть Полански через своих талантливых актёров и показывает борьбу полов, но тематику латентного мазохизма и его влияния на наши решения невозможно не спроецировать на самые обыденные области нашей жизни.
Для такого жёсткого на ментальном уровне произведения, "Венера в мехах" не только поражает своей изящностью и грациозностью, в чём немалая заслуга супруги Полански - Эмманюэль Сенье, но и демонстрирует отменное чувство юмора своего постановщика. Чего только стоят презрительные слова о критиках, ищущих авторов в их работах, из уст персонажа Амальрика, очень похожего внешне на помолодевшего Полански.
Чем дальше развиваются события, тем больше уверенности появляется в том, что "Венера в мехах" и Полански словно созданы друг для друга. И не нужно обязательно быть в курсе оригинала Захер-Мазоха или пьесы Айвза, по которой снимал француз. Достаточно хоть немного знать биографию самого Полански, чтобы понять, насколько личным для него оказался данный фильм. И опять же вспоминая слова героев пьесы, нужно знать то, о чём пишешь или что ставишь. Роман Полански к своим 80 годам ещё как знает, да и ещё как может.
***
"Венера в мехах" / "Venus in Fur" / "La Vénus à la fourrure"
Режиссёр: Роман Полански
Сценарий: Дэвид Айвз, Роман Полански
В ролях: Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик
Возрастной рейтинг: 16+
Продолжительность: 96 мин.
ИТОГ
9.0
Комментариев нет:
Отправить комментарий