среда, 14 августа 2013 г.

"Элизиум" / "Elysium"

Суровый повтор.

Один фильм понадобился Нилу Бломкампу, чтобы заставить многих запомнить своё имя. Практически из грязи в князи Питер Джексон вытащил несколько лет назад молодого южноафриканца, а тот с полной ответственностью отнёсся к выданному ему кредиту доверия. За жалкие по голливудским меркам $30 млн. Бломкамп сотворил такое, что большинство его коллег было бы не в состоянии родить с бюджетом в пару-тройку раз больше.
Спустя четыре года режиссёр выносит на суд своё второе детище, которое создавалось в уже куда более божеских условиях: свыше $100 млн. на производство, звёзды первой величины на главных ролях. Феноменальный успех прошлого проекта, в конце концов, питающий веру работодателей и зрителей в соответствующее качество нового. Есть здесь, конечно, и вторая сторона медали: имея такого предшественника, как "Район №9", перед фильмом и его создателями изначально устанавливается высоченная планка. "Элизиум", располагающий всем, чтобы её взять, пытается сделать это, но в попытке своей всё же проваливается.


Бломкамп создаёт отличный антураж и хорошо выстраивает ритм своей истории, но в некоторых нюансах халтурит, а где-то и подводит. Увлечение сценариста и постановщика социальным вопросом похвально, но в "Элизиуме" даже при наличии уймы отличительных черт всё равно видится "Район №9". Никто не заставляет Бломкампа уже во втором фильме бросаться исследовать, новую территорию, но зачем лишний раз идти по протоптанной дорожке?
Если это минус условный, то вот дыры и наивность, не обошедшие сюжет фильма Бломкампа на этот раз, уже метят в серьёзные недостатки. С какими-то вещами зрителю предлагают просто смириться и принять как должное, логика других же оставляет немало вопросов.
При этом Бломкамп остаётся выдающимся технарём и вытворяет со стомиллионным бюджетом фокусы, достойные его дебютной работы. Реалистичность спецэффектов "Элизиума" по-настоящему поражает и задвигает графику более дорогих собратьев. Нет особых претензий и непосредственно к режиссуре. 2013 год знаменует собой целый парад научно-фантастических картин, но "Элизиум" первый фильм со времён прошлогодней "Петли времени", представляющий жёсткую и брутальную ячейку жанра.


Не подвёл кастинг. Дэймону хочется верить, а Джоди Фостер, для которой, по её же словам, это последняя работа в качестве актрисы - восхищаться. Но затмевает всех Шарлто Копли, отрытый большому кинематографу Бломкампом четыре года назад и показавший себя на этот раз с новой стороны.
"Элизиум" можно было бы втоптать в грязь за не самую впечатляющую сценарную составляющую, но отменная постановка и ряд других примечательных плюсов делают его достойным хотя бы разового просмотра. До культового статуса тут далеко, но за счёт своих сильных качеств, второй фильм Нила Бломкампа всё же может тягаться с другими представителями жанра. С третьей полнометражкой, выпуск которой намечен уже на следующий год, кинематографисту надо чем-то удивлять, а не запрыгивать опять в ту же воронку. Ярлыки ему сейчас ни к чему.

***
"Элизиум" / "Elysium", 2013
Автор сценария и режиссёр: Нил Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Вагнер Моура, Диего Луна, Уильям Фихтнер и др.
Возрастные ограничения: 16+ / R
Продолжительность: 109 мин.




ИТОГ
7.0

Комментариев нет:

Отправить комментарий