четверг, 24 июля 2014 г.

"Теорема Зеро" / "The Zero Theorem"

Без святого духа.

Будущее. Работник крупной корпорации Коэн Лет (Вальц) добивается от начальства разрешения работать на дому, т.к. боится пропустить звонок, который, по его убеждению, объяснит смысл существования. Босс (Дэймон) идёт ему на уступку, да вот только новая задача оказывается с подвохом: Коэн должен доказать теорему, подтверждающую бессмысленность бытия.

***
Терри Гиллиам отказывается от объединения своего нового фильма "Теорема Зеро"  в негласную трилогию с его великолепными давними работами "Бразилия" и "12 обезьян", так же повествующих о будущем человечества. Не проводить аналогии между картинами главного сказочника кинематографа невозможно, однако, надо признать, Гиллиам толкует чистую правду.
"Теорема Зеро" в отличие от последних фильмом кинематографиста не пробивала себе путь к жизни через множество производственных преград хотя бы по одной причине - это самый бюджетный фильм постановщика за несколько десятилетий. Но Гиллиаму нужно отдать должное: будучи ограниченным в средствах, над визуально составляющей "Теоремы" он поработал не хуже, чем в других своих проектах. Стоит главному герою впервые выйти за пределы дома, как фирменная магия гиллиамовского стиля окутывает и очаровывает. Снятый  за копейки и практически на коленке в Румынии фильм выглядит по-хорошему своеобразно и эксцентрично, но никак не дёшево.


Проблемы же ленты хорошенько зарыты в сюжеты. Сценарий "Теоремы" - единственный опыт такого рода у преподавателя Пэта Рашина, написавшего его много лет назад, частично вдохновляясь "Бразилией" всё того же Гиллиама.
В корне своём "Теорема" - очень серьёзное антирелигиозное кино. В контексте легко прослеживаются аллегории с иудаизмом и христианством. Но развитие сюжета и то, как с ним управляется Гиллиам, мешает картине справиться с ролью мощного философского фарса.
В каждой сцене фильма есть претензия на статус культового произведения, но и там же всегда по соседству ставится преграда. Затрагивая очень серьёзные темы, Гиллиам ни одну не дожимает до конца, словно упрекая часть своих зрителей в поиске бога, а затем отправляя их самих отвечать на все вопросы.
Происходит это  в тоже неидеально обозначенных рамках. Миром "Теоремы Зеро" можно любоваться, но его сложно ощутить. Персонажи действуют не в своей среде, а внутри декораций, что также мешает материалу ожить и задышать полной грудью. Этакая отстранённость присутствовала у Гиллиама и в "Бразилии", но если там она не препятствовала всему сложиться в цельное произведение, то "Теорема Зеро" из-за неё походит местами на заказной спектакль. Ни разу не глупый, не без отличной художественной части, но разыгрываемый под заевшую пластинку и  твердящий одно и тоже, забывая подкидывать доводы.

***
"Теорема Зеро" / "The Zero Theorem"
Режиссёр: Терри Гиллиам
Сценарий: Пэт Рашин
В ролях: Кристоф Вальц, Мелани Тьерри, Дэвид Тьюлис, Лукас Хеджес, Мэтт Дэймон и др.
Возрастной рейтинг: 16+ / R
Продолжительность: 107 мин.




ИТОГ
6.0

Комментариев нет:

Отправить комментарий